Музыка » Энциклопедия стилей

Glam-metal (глэм-метал)

Глэм-метал (glam-metal) - одна из разновидностей металла, представляющая его поп-ориентированное крыло. Появление глэм-метала относится к первой половине 80-х. Его представители отталкивались от творчества хард-глэмовых исполнителей 70-х типа SLADE, KISS, AEROSMITH, хард-рок-н-ролла AC/DC и SAXON, софт-метала SCORPIONS, поп-харда FOREIGNER. Для глэм-металлистов первостепенное значение имел имидж, который синтезировал "костюмные" традиции глэма 70-х, романтические образы "новой волны" и типично "металлическую" атрибутику. Глэмеров можно опознать по облегающим все "достоинства" кожаным одеяниям, многочисленным блестящим украшениям, пышным "гривам" (за которые глэм-метал иногда еще называют hair-metal), яркому мэйкапу.
Главным орудием глэм-метала стал старый добрый рок-н-ролл, который был несколько ускорен, утяжелен и зазвучал еще более хулигански-вызывающе, хотя и в рамках "диапазона приемлемости". Помимо рок-н-ролла, глэмеры нещадно эксплуатировали возможности поп-баллады. Украшением глэма стали мелодичные линии вокала (характерны несколько экзальтированные тенора), стройные хоровые бэк-партии и хорошо выверенные гитарные соло (нередко в терцию); его саунд имел определенную блесткость, так соответствующую имиджу исполнителей. Для глэм-метала абсолютно не были характерны темы агрессии, зла, насилия (столь типичные для развивавшегося параллельно в то же время трэш-метала) - напротив, он воспевал "вечные ценности" - любовь (и собственно девочек), автомобили, деньги, мужскую "крутизну". Основную аудиторию глэм-метала составляли тинейджеры.
Зачинательницей "классического" глэм-метала может считаться нью-йоркская TWISTED SISTER, начавшая выступать еще в 70-е годы, хотя первый ее альбом вышел в 1982-м (лидер коллектива Ди Снайдер также хорошо известен как автор книги - "курса выживания для подростков"). Группа QUIET RIOT тоже получила известность еще в конце 70-х (с кавер-версией хита SLADE). Эти команды стали первыми металлистами, вошедшими в поп-чарты. Однако звездный час глэм-метала наступил, когда сцену оккупировали более молодые MOTLEY CRUE, RATT, DOKKEN, POISON, и др. Почувствовав вкус коммерческого успеха и славы, к глэму повернули DEF LEPPARD и WHITESNAKE. Взошли на глэм-метал-сцену и "женщины с гитарами" - RUNAWAYS, GIRLSCHOOL, Лита Форд. Стиль приобрел чрезвычайную популярность, вызвавшую к жизни сонмы коллективов второго и третьего плана, привлек внимание MTV и радиостанций.
На волне этой популярности, с одной стороны, делались попытки избавиться от "карнавального" имиджа, приблизиться к насущным проблемам современности, зазвучать острее и экзальтированнее (GUNS'N'ROSES и последовавшие за ней FASTER PUSSYCAT, L.A. GUNS), с другой - наблюдалась тенденция ко все большему облегчению и смягчению саунда, усилению признаков балладности (BON JOVI, MR. BIG, BAD ENGLISH, SKID ROW, шведская EUROPE), что привело к окончательному выхолащиванию "металлической" сущности и фактическому переходу стиля в сферу поп-музыки. На рубеже 80-90-х глэм-метал и его нисходящие были потеснены "альтернативой", хотя на ретро-волне середины 90-х интерес к ним восстановился.

Ключевые артисты и фигуры:

MOTLEY CRUE "Too Fast For Love" (1982)
TWISTED SISTER "You Can't Stop Rock'n'Roll" (1983)
DEF LEPPARD "Pyromania" (1983)
RATT "Out Of The Cellar" (1984)
GUNS'N'ROSES "Appetite For Destruction" (1987)

Вернуться назад