Музыка » Энциклопедия стилей

Doom Metal (дум метал)

Дум-метал (doom-metal) - одно из направлений «металлической» музыки, набравшее свою наибольшую силу в конце 80-х. Возможно, появление дума стало некой реакцией на все возрастающую агрессивность металла, на его стремление к взятию все новых темповых «высот», все большему утяжелению и «загрязнению» саунда, к отходу от привычных понятий о мелодичности и т.д. Дум-метал явился своеобразным ривайвлом традициий «хэви-метал» 70-х, причем музыкантов нового поколения вдохновляло прежде всего творчество Black Sabbath. Разочарованные расколом грандов хард-рока (конец 70-х), а также наметившимся в их творчестве кризисом (середина 80-х), дум-коллективы стремились воссоздать «классическую» саббат-стилистику, апеллируя прежде всего к таким вещам, как «Paranoid», «Iron Man» и др.

У истоков собственно дума стоят американские команды SAINT VITUS и TROUBLE - обе собрались еще в 1979 году, однако свои первые альбомы выпустили только в 1984-м (настоящий успех к SAINT VITUS пришел в 1986-м, с присоединением вокалиста и гитариста THE OBSESSED Скотта «Вино» Вейнриха). Сейчас SAINT VITUS и TROUBLE, наряду с их коллегами и прямыми последователями - CANDLEMASS, COUNT RAVEN, MERCY и др. - объединяют понятием «классический дум-метал» (classic doom-metal).

«Классический дум-метал», оформившийся как довольно мощное направление к концу 80-х, отличается тяготением к траурной эпичности, медленным и очень медленным темпам, тягучему, вязкому, «темному» саунду, и при этом - подчеркнутой мелодичности, интонационной выразительности (это касается как вокальной партии, так и инструментальной фактуры, строящейся на хардообразных риффах). Вокал в «классическом» дум-метал (сильный, наполненный, поставленный) также отталкивается от Black Sabbath. Особенно здесь выделяется вокал Мессайя Марколина из шведской CANDLEMASS, который во многом даже обошел своих «учителей» (Оззи Озборна и Дио) по части подвижности и мощи диапазона голоса. Дум-композиции нередко затрагивают темы депрессии, смерти, скорби, несут семантику похоронного марша (как в «Marche Funebre» из канонического дум-альбома «Nightfall» CANDLEMASS, где процитирован траурный марш Шопена).

В 1991 году вышел дебютный альбом американской группы CATHEDRAL (организованной выходцем из грайндкоровой команды NAPALM DEATH, вокалистом Ли Доррианом), которая сумела придать думу широкий успех, расширить его аудиторию. Шедевром дума считается альбом CATHEDRAL «The Etherial Mirror» (1993), хотя более поздние работы кажутся знатокам менее убедительными.

С начала 90-х годов «классический» дум-метал, собственные выразительные возможности которого все же были весьма ограничены, начал обогащаться элементами других направлений. В результате появились такие стили, как дум-дэт и дум-готик. Их нельзя назвать разновидностями собственно дума, поскольку доля «вливаний» с разных сторон была практически равной - скорее, данные направления следует считать вполне самостоятельными и поэтому рассматривать отдельно.

Здесь же следует отметить так называемый пост-дум (или модерн-дум), годом рождения которого считают 1996-й (вышедшие в этом году альбомы SAMAEL, ALASTIS, португальской MOONSPELL и др.), хотя вряд ли можно говорить о пост-думе как о чистом стиле, настолько много можно проследить здесь влияний. В целом, пост-дум отмечен более коммерческим саундом, отходом от мрачной думовской тематики и приоритета сверхмедленных темпов, хотя один из важнейших признаков - мелодизм, доминирование «чистых» голосов - сохраняется. Кроме того, дум вошел во взаимодействие с блэк-метал, дав дум-блэк, или, как его еще иногда называют, дарк-метал (KATATONIA, OPETH, TRISISTIA, совмещающие мелодичные инструментальные партии и по-думовски вязкий саунд с «хрипящим» блэк-вокалом). Элементы дума обнаруживаются у SOLITUDE AETERNUS, TYPE O NEGATIVE и др. Сейчас дум в «чистом» виде практически никто не исполняет.

КЛЮЧЕВЫЕ АРТИСТЫ И ФИГУРЫ:

TROUBLE «Psalm 9» (1984)
SAINT VITUS «Born Too Late» (1986)
CANDLEMASS «Nightfall» (1987)
CATHEDRAL «The Etherial Mirror» (1993)
SOLITUDE AETERNUS «Afterfall» (1997)

Жанр выросший из почвы удобренной Black Sabbath, готической музыкой и дет-металом. Прото-думовые группы (Candlemass, Trouble) фактически были лишьсовременными инкарнациями Black Sabbath в особо извращенных формах, но как только Paradise Lost смогли присовокупить к их наследию брутальный саунд дэта и готическую атмосферу, на свет появился тот дум-метал, который мы все знаем и любим. В конце девяностых, как только брутальность начала приедаться, дум-металлические группы свернули на побочные пути. В результате половина их превратилась в чисто готические проекты - те же Paradise Lost. Но другие (напимер, Cathedral) стали опять неотличимы от Black Sabbath, за что получили ярлык "стоунер-рок" (stoner rock).

Вернуться назад