Культура » Живопись

Феррарская школа

К.Тура «Св.Георгий». Фрагмент. 1474
К.Тура «Мадонна с младенцем на троне». 1474
К.Тура «Мадонна с младенцем на троне». 1474
Ф.дель Косса «Благовещение»
Ф.дель Косса «Апрель». 1470-1480

Феррарская школа, живописная школа Италии эпохи Возрождения с центром в городе Феррара. Центром школы, сложившейся под воздействием А. Мантеньи, Пьеро делла Франческа, отчасти нидерландской живописи, был двор герцогов д'Эсте. Для творчества мастеров Феррарской школы, достигшей расцвета во 2-й половине 15 в.(К. Тура, Ф. дель Косса и др.), характерно сочетание позднеготических и раннеренессансных черт, изысканной декоративности и эмоциональной экспрессии образов, выразительной напряженности рисунка и пластической четкости форм. В начале 16 в Феррарская школа сближается с венецианской школой, испытывает воздействие римских художников, а к середине16 в. постепенно приходит в упадок.

Тура, Козимо (1430-1495)
Итальянский художник, представитель феррарской школы.
Один из ярких представителей феррарской школы живописи, состоявший придворным художником при герцогах Борсо Д'Эсте и Эрколе Д'Эсте в родном городе В формировании творческого стиля Козимо Туры определяющую роль сыграло знакомство с произведениями Мантеньи. от которого он перенял скульптурную манеру письма, искусством Пьеро делла Франчески, работавшего в Ферраре в конце 1440-х гг. и привившего художнику любовь к монументальным формам. Козимо Тура писал в основном картины на религиозные сюжеты, многие из которых не сохранились, как живописные декорации замков Бельфиоре (1459-63) и Мирандола (ок. 1465-67). Один из прекрасных образцов его живописного наследия - роспись створок органа для Феррарского собора (ок. 1469), состоящая из двух сюжетов «Благовешение» и «Св. Георгий и принцесса». Воображение художника отличает причудливое видение мира, в котором сложная образно-стилистическая система, любовь к резким изгибам, жесткость фактуры, экспрессивная выразительность поз и жестов, напряженно-драматическая мимика персонажей соседствуют с ярким сиянием красок, изысканностью цветовой палитры, ювелирной филигранностью в изображении мельчайших деталей. Все это в целом создает необычный, завораживающий своим своеобразием мир.

Косса, Франческо дель (1435-1477)
Итальянский художник, представитель феррарской школы.
Сведений о жизни художника почти не сохранилось. В его творчестве различаются два периода: феррарский и с начала 1470-х гг. болонский.
Косса являлся ведущим представителем феррарской школы живописи, наряду с такими мастерами как Козимо Тура и Эрколе деи Роберти. Творческое становление Коссы связано с работами Мантеньи и Пьеро делла Франческо, обогатившими стиль художника интересом к построению пространства и передаче света, изысканной холодноватой гаммой, богатством выразительных средств. Живопись Коссы близка манере Козимо Туры, что объясняется, вероятно, длительной совместной работой и приверженностью одной школе. Самая значительная работа Коссы первого периода - цикл фресок «Двенадцать месяцев» для палаццо Скифанойя. Косса выполнил три композиции «Март», «Апрель», «Май», усложненный аллегорический замысел которых сочетался с изысканностью и декоративностью живописного языка и эмоциональной силой. Болонский период стал вершиной творчества художника. В алтарных образах для капеллы Гриффини церкви Сан-Петронио и «Благовещение» он предстал как великолепный живописец, соединивший колористический дар, мастерство в передаче тончайших световых нюансов, оригинальные композиции с мягкостью и галантностью художественного стиля.

Вернуться назад