Культура » Живопись

Дунайская школа

А.Альтдорфер «Мученичество св.Флориана». Ок.1520-1530
А.Альтдорфер «Битва Александра Македонского при Иссе». 1529
А.Альтдорфер «Положение во гроб». 1518
А.Альтдорфер «Распятие». Ок.1520
В.Хубер «Рыцарь и Ландскнехт». Рисунок пером. Ок.1515
В.Хубер «Воздвижение креста». После 1525

Дунайская школа, направление в живописи и графике Южной Германии и Австрии 1-й половины 16 в. К Дунайской школе относят ранние картины Л. Кранаха Старшего, произведения А. Альторфера, В. Хубера и др. художников, отличающиеся свободой художественной фантазии, яркой эмоциональностью, пантеистическим восприятием природы, лесного или речного пейзажа, интересом к сказочно-легендарной окраске сюжета; они выделяются также динамичной, порывистой манерой письма, острой выразительностью рисунка, интенсивностью цветовых решений. Тенденции искусства Возрождения переплетены в Дунайской школе с традициями поздней готики.

Альтдорфер, Альбрехт (1480-1538)
Немецкий живописец и график, представитель дунайской школы.
Процесс творческого становления художника во многом не ясен. Художественная манера Альтдорфера складывалась, по-видимому, под влиянием живописи Кранаха Старшего и Дюрера. Альтдорфер являлся главой т. н. дунайской школы, последнего оплота готики в центральной Европе. Уже в ранних работах предстает как художник драматического видения мира с яркой богатой фантазией и необыкновенным даром колориста. Он был одним из первых, кто главной темой своего творчества сделал пейзаж, наделив образ дикой, величественной природы красотой и тайной («Пейзаж с замком Верт», ок. 1522-30; «Лесной пейзаж с битвой св. Георгия», 1510). В этом ему помогают многочисленные путешествия по Германии, в частности, по Дунаю, во время которых он набрасывает эскизы. Творчество Альтдорфера разнопланово: он создал алтарный иконостас для монастыря св. Флориана в Австрии (1516-18), где в полной мере раскрылось умение Альтдорфер строить сложные композиции, владение перспективой и великолепно передать освещение; он - блестящий гравер, много работавший в технике ксилографии и других видах гравюры. Возможно, именно Альтдорфер первым начал делать офорты, печатавшиеся с медных, а не с железных досок. Вершиной творчества мастера стала картина «Битва Александра Македонского с Дарием» (1529), положившая начало историческим композициям в искусстве Северного Возрождения.

Другие картины:

  • Пейзаж с семьей сатира. 1507
  • Битва Александра Македонского с Дарием. 1529
  • Грехопадение. Ок. 1535
  • Бичевание Христа. 1518
  • Мадонна с младенцем. 1520-25

Хубер, Губер (Huber) Вольф или Вольфганг (около 1485-1553), немецкий живописец и график. Работал главным образом в Пассау. В алтарных композициях и пейзажных рисунках Хубера, одного из ведущих мастеров дунайской школы и последователя А.Альтдорфера, сочетаются черты поздней готики и искусства Возрождения ; истолкованные в эмоционально-лирическом плане евангельские сцены часто располагаются на фоне поэтических ландшафтов, отмеченных тонкостью и мягкостью светотеневых градаций ("Моление о чаше", Старая пинакотека, Мюнхен; алтарь братства Св.Анны с "Оплакиванием Христа", 1521, церковь в Фельдкирхе). В некоторых произведениях Хубера проскальзывают ноты иронии, иногда гротеска ("Распятие", Музей истории искусств, Вена).

Вернуться назад