Культура » Живопись

Футуризм

Дж.Балла «Полет ласточки». 1913
Дж.Балла «Обрученная». 1902
У.Боччони «Состояния души: прощания». 1911
У.Боччони «Атака уланов». 1915

Футуризм (лат.future - будущее) - авангардистское течение, распространенное главным образом в Италии и России. Выросшее под влиянием кубизма, это направление отвергало принцип анализа и стремилось к живому и эмоциональному изображению урбанистического мира, мира огромных скоростей и технического прогресса. Один из художественных приемов футуризма - принцип симультанности: прием наложения друг на друга разных положений одного и того же объекта, в результате которого достигалось впечатление непрерывного движения (представители: А. Балла, У. Боччони, Л. Попова).

Балла, Джакомо (1871-1958)
Итальянский художник, представитель футуризма.
Уроженец Турина, художественное образование получил в вечерней Школе рисунка.
Балла - представитель первой волны футуристического искусства, на чьем творчестве учились У. Боччони и А. Северини. В его раннем периоде сильно влияние импрессионизма, заметен интерес к теории цвета и увлечение пуантилизмом. Стиль живописи Балла кардинально меняется, когда художник присоединяется к художественной группировке Маринетти, основателя футуризма. Он выступает соредактором «Манифеста художников-футуристов» (1910). Прославляя динамику современного мира, Балла пытается изобразительными средствами передать основополагающие категории футуризма - «движение», «скорость», применяя принцип симультанности, т.е. движение как ряд одновременно переданных на плоскости движений («Динамизм собаки на поводке», 1912). Постепенно его композиции все больше тяготеют к абстракциям («Опасности войны», 1915). Художник, активный пропагандист футуризма, переносит его на другие области искусства: скульптуру и прикладное искусство - театральный дизайн и костюм. Все больше тяготея к геометрическим формам, Балла перемежает в творчестве абстрактные и фигуративные композиции. В 30-е гг. художник совсем отходит от футуризма, возвращаясь к традиционной манере выражения.

Боччони, Умберто (1882-1916)
Итальянский художник и скульптор, один из основателей футуризма.
Учился в Риме в мастерской Д. Балла. Увлекался дивизионизмом, особенно работами Ж. Сера. В 1907 г. знакомится в Милане с Ф. Маринетти. теоретиком футуризма. И в 1910 г. выступает соавтором «Технического манифеста футуристической живописи». Отвергая традиционную культуру, футуристы воспевали грядущую эпоху техники и высоких скоростей, пытаясь выразить в искусстве динамику современного мира. Боччони увлечен идеей передачи движения в среде, но не механического расклада его на ряд единовременных движений (как у Балла), а показ мира энергии и скоростей как особого мира с его брутальной красотой, полного катастроф и драматизма. В 1911 г. в Париже Боччони сблизился с кубистами, синтезируя в творчестве искания новейшей живописи, в значительной мере и кубистской (триптих «Состояния души»). Активно работал в скульптуре, где явно прослеживается влияние кубизма. Он сочетал различные материалы и интерпретировал форму, пытаясь продлить предмет в пространстве («Антиизящная»). В 1912 г. Боччони выступил автором «Манифеста футуристической скульптуры». Боччони был самой яркой и одаренной личностью в футуристическом движении. В 1915 г. он добровольцем ушел на Первую мировую войну и принял нелепую смерть, упав с быстро несущейся лошади и будучи растоптан конницей.

Вернуться назад