Культура » Живопись

Символизм

М.А.Врубель «Шестикрылый Серафим». 1904
М.А.Врубель «Демон сидящий». 1890
В.Борисов-Мусатов «Автопортрет с сестрой». 1898
В.Борисов-Мусатов «Реквием». 1905

Символизм (франц. symbolisme, от греч. symbolon - знак, символ), направление в художественной культуре Европы и США конца 19 - начала 20 вв. В символизме, эстетические принципы которого восходили к идеям романтизма, к философии А. Шопегауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, к творчеству композитора Р. Вагнера, универсальным инструментом познания тайн бытия и сознания полагался символ, порожденный поэтическим прозрением и выражающий эзотерический, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Не обладая собственной ярко выраженной стилистикой, символизм стал своего рода "идейным" движением, привлекавшим самых разных по манере мастеров. Воссоздание и толкование основных символических мотивов, таких как: "любовь", "смерть", "страдание", "ожидание" и т.п., с различных стилистических позиций воплощались в произведениях П. Пюви де Шаванна, Г. Моро, О. Редона во Франции, Ф. Ходлера и А. Бёклина в Швейцарии, Дж. Энсора и Ф. Ропса в Бельгии, Э. Мунка в Норвегии, М. Клингера и Ф. фон Штука в Германии; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы "Наби" во Франции, графика О. Бёрдсли в Великобритании, работы многих мастеров стиля модерн.

Врубель, Михаил Александрович (1856-1910)
Русский художник, представитель символизма.

Учился в Академии художеств в Петербурге. На формирование художественной манеры Врубеля оказали влияние Репин и Чистяков. Первая крупная работа Врубеля - реставрация и возобновление фресок Кирилловской церкви в Киеве, где уже в полной мере проявились характерные черты его творчества: безграничная скорбь и страдания. В 1889 г. Врубель переехал в Москву. С этого момента начался период его творческого расцвета. Он работал как театральный художник, занимался книжной иллюстрацией, монументально-декоративным искусством. Его мощная, темпераментная живопись завораживала выразительностью образов, необыкновенным колоритом и причудливой фантазией Врубеля, нашедшей выход в фантастических сказочных персонажах - это и козлоногое лесное существо «Пан», и прекрасная «Царевна-Лебедь», образы очеловеченной природы. Одной из центральных в творчестве Врубеля стала тема Лемона, человека в образе духа небес, мучимого противоречивыми стремлениями, в которой наиболее ярко выразилось мироощущение художника, отмеченное печатью надломленности и неудовлетворенности. Кисти Врубеля принадлежит несколько портретов. Необычные по исполнению, картины глубоки и очень выразительны, особо одухотворены и порой драматичны. Последние годы жизни мастера были омрачены тяжелым недугом, у него почти пропало зрение, и он умер в 1904 г. в больнице для душевнобольных.

Борисов-Мусатов, Виктор (1870-1905)
Русский художник, представитель символизма.
Перенесенная в детстве травма сделала его горбуном и подорвала здоровье, но не помешала стать одним из интереснейших лирических художников. В молодости он проявил особый интерес к живописной системе импрессионистов, что сказалось на его ранних работах. В 1898 г. художник написал картину «Автопортрет с сестрой», впервые пытаясь создать свой прекрасный мир, где реальность переплетена с вымыслом.
Он рисовал молодых женщин в старинных нарядах на фоне русских усадеб, соединяя материальность предметов и эфемерность мечты. Но это были не костюмированные реконструкции прошлого, а элегическая поэма о безвозвратно ушедшем («Гобелен», 1901; «Водоем», 1902), где сине-зеленый колорит полотен в сочетании с декоративностью пейзажа только усиливал грустную тональность. Своей эстетской утонченностью, отрешенностью от земных забот дамы Борисова-Мусатова напоминали героинь полотен М. Дени.
Его творчество было высоко оценено в РОССИИ И за рубежом, но ничего не изменило в судьбе художника: он по-прежнему бедствовал. Последние месяцы жизни он провел в Тарусе, где создал несколько великолепных пейзажей и не успел закончить, возможно, главный труд своей жизни - картину «Реквием». Его похоронили на берегу Оки, на том месте, которое сам он указал незадолго до смерти.

Вернуться назад