Культура » Живопись

Реализм

Г.Курбе «Мастерская художника». 1854-55
Г.Курбе «Хижина в горах». Ок.1874
Г.Курбе «Встреча»(«Здравствуйте, господин Курбе!»). 1854
Г.Курбе «Женщина с попугаем». 1866
Г.Курбе «Бурное море, говорит волна». 1870
И.Е.Репин «Иван Грозный и сын его Иван». 1885
И.Е.Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». 1880-91

Реализм (от позднелат. realis - вещественный, действенный), в широком смысле - объективно-предметное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Существенная черта реализма - убежденность в познаваемости существенных сторон реального мира средствами искусства. В изобразительном искусстве, специфика художественных средств которого дает возможность создавать картину реально зримых форм предметной действительности, различные элементы и тенденции реализма можно выделить, начиная с эпохи первобытного искусства. В более узком, конкретно-историческом смысле понятие реализм прилагается к художественным явлениям, возникшим не ранее 17 в. Таковы реализм голландской живописи 17 в. (в особенности творчество Рембрандта и Ф. Халса) и испанца Д. Веласкеса, связанный с идеологией "третьего сословия" так называемый просветительский реализм 18 в.(Ж.Б.С. Шарден, Ж.А. Гудон во Франции, У. Хогарт в Великобритании), демократически ориентированный реализм 19 в., проявившийся в пейзажной (Дж. Констебл в Великобритании, К. Коро и мастера барбизонской школы во Франции и др.), жанровой (Г. Курбе и Ж.Б. Милле во Франции, А. фон Менцель в Германии и др.), исторической (Э. Месонье во Франции, Я. Матейко в Польше) и портретной (В. Лейбль в Германии. Дж. Сарджент и Т. Эйкинс в США) живописи, в графике (О. Домье во Франции) и скульптуре (К. Менье в Бельгии).

Курбе, Гюстав (1819-1877)
Французский живописец и график, основоположник реализма.
Учился недолгое время в Орнане и Безансоне, потом в Париже в студии Сюиса, но главной школой Курбе стал Лувр, где он копировал творения старых мастеров, в первую очередь Караваджо и Веласкеса. В ранний период, отмеченный влиянием романтизма, художник писал пейзажи, автопортреты, композиции на литературные сюжеты. Поворотным моментом в его жизни стала поездка в Голландию и знакомство с работами Хальса и Рембрандта. Написанные в одно время и представленные на парижском Салоне 1850-51 г. картины Курбе «Похороны в Орнане», «Дробильщики камня», «Послеобеденный отдых в Орнане», заявили о нем как о ярком мастере реалистической школы. Реализм художника вызвал резкое неприятие со стороны официальных кругов, т.к. противостоял принятому академизму и был социально опасен. Ведущим жанром творчества Курбе стала тематическая картина, героями которой предстают люди из народа и современники художника («Мастерская художника», «Здравствуйте, господин Курбе», 1854-55). Он пишет жанровые сценки, натюрморты, морские пейзажи («Бушующее море», 1870). Активный участник Парижской коммуны, после ее поражения вынужден был эмигрировать в Швейцарию. В последние годы он писал в основном пейзажи, создавая обобщенный величественный образ природы «Хижина в горах», 1873).

Репин, Илья Ефимович (1844-1930)
Русский художник, представитель реализма.
Родился в Харьковской губернии в семье военных поселенцев. В 13 лет его отдали на выучку к иконописцу. На заработанные деньги Репин уехал в Петербург, где поступил в Академию художеств. В 1871 г. за картину «Воскрешение дочери Иаира» он получил золотую медаль и звание классного художника. Первый успех к Репину пришел в 1873 г. на выставке в Вене с работой «Бурлаки на Волге». С этого момента слава художника ширилась.
Творческий диапазон художника огромен: картины из современной народной жизни («Крестный ход в курской губернии», 1880-83), сюжеты из славянской мифологии («Садко», 1876), исторические полотна («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-91), портреты. Но о чем бы Репин не писал, к какому бы жанру не обращался, поражает его художнический дар ощутить главную идею эпохи, умение увидеть отражение этой идеи в частных судьбах и характерах людей. Его творчество - это сама историческая действительность, ее боль и надежда, ее глубокие противоречия и драмы.
Наиболее ярко реализм репинского искусства нашел отражение в портретной живописи. Подлинными шедеврами в этом жанре являются «Портрет М. П. Мусоргского» (1881), написанный незадолго до смерти композитора, и грандиозное полотно «Торжественное заседание Государственного Совета» (1903).

Вернуться назад