Культура » Живопись

Проторенессанс

П.Каваллини «Ангелы». Фрагмент фрески «Страшный суд». Ок.1293
П.Каваллини «Апостолы». Фрагмент фрески «Страшный суд». Ок.1293
П.Каваллини «Апостол». Фрагмент фрески «Страшный суд». Ок.1293
Джотто «Поклонение волхвов». Фреска. 1304-1306
Джотто «Оплакивание Христа». Фреска. 1303-1306
Джотто «Энрико Скровеньи преподносит Капеллу дель Арена в дар Мадонне». Фреска. 1303-1306
Джотто «Мадонна Ониссанти»

Проторенессанс (от греч. protos - первый и франц. Renaissance - Возрождение), этап в истории итальянской культуры 13 - начала 14 вв., подготовивший почву для искусства Возрождения. Сложившемуся главным образом в Тоскане проторенессансу были свойственны пробуждающийся интерес к античному наследию (пластика Н. Пизано), стремление к уравновешенности и спокойствию архитектурной формы (постройки Арнольфо ди Камбио), к убедительности пространственных построений, эмоциональной выразительности образов, материальной осязаемости форм (живопись П. Каваллини и в особенности Джотто). Тенденции проторенессанса часто уживались с традициями так называемый итало-византийского искусства и готики (творчество Дуччо, Симоне Мартини, братьев Лоренцетти и др.).

Каваллини, Пьетро (1250-ок. 1330)
Итальянский художник.
Точная дата рождения художника неизвестна. Работал в Риме и, вероятно, в Неаполе, хотя неаполитанские работы не сохранились и известны только по зарисовкам XVII в. Несмотря на малочисленность и разрозненность живописного наследия Каваллини, его творчество занимает важное место в итальянском искусстве. Каваллини - первый художник, отошедший от канонов византийской живописи и обратившийся к раннехристианским и античным традициям искусства. Это можно судить по дошедшим до нас двум знаменитым римским работам мастера: циклу фресок «Страшный суд» (ок. 1293) для церкви Санта Чечилия ин Трастевере и мозаичному панно «Жизнь Марии» (ок. 1291) для церкви Санта Мария ин Трастевере. Величественность и материальность человеческих фигур, стремление к естественности пропорций и плавности движений и поз сочетаются в его композициях с попытками построения трехмерного пространства, энергичной линией рисунка, насыщенной контрастностью и мягкими светотеневыми переходами. Творчество Каваллини имело огромное значение на мастеров последующих поколений, в частности, на его великого современника и реформатора итальянской живописи Джотто, чья фреска «Страшный суд» в капелле дельи Скровеньи композиционно перекликается с одноименной работой Каваллини.

Джотто ди Бондоне(1266/67-1337)
Итальянский художник.
Величайший художник и реформатор итальянской живописи, преодолевший каноны средневековых традиций и заложивший основы искусства Возрождения. Согласно Вазари, Джотто был учеником Чимабуэ. В дошедшем до нас наследии мастера центральное место занимают фрески капеллы дельи Скровеньи в Падуе (ок. 1305-06). Сдержанность и достоинство в трактовке сюжетов, умелая пластическая моделировка, четкость в построении пространства, живость и естественность в изображении персонажей, выразительность их жестов и поз, светлый праздничный колорит, а также внутреннее художественное единство делают эти росписи уникальными в истории монументально-декоративной живописи. Среди других приписываемых Джотто работ - росписи капеллы св. Марии Магдалины в нижней церкви св. Франциска в Ассизи (между 1314 и 1329) и капелл Барди и Перуцци в церкви Санта Кроче во Флоренции (после 1317). Во фресках Санта Кроче, обнаруженных под слоем штукатурки уже в XX в., представлены сцены жития св. Франциска, святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. В последние годы жизни художник достиг вершины славы. В 1330 г. неаполитанский король Роберт пожаловал ему титул придворного живописца, а в 1334 г. художник был назначен главным архитектором Флорентийского собора.

Вернуться назад