Культура » Живопись

Поп-арт

Р.Лихтенстайн «Американо-индейская тема». 1980
Р.Лихтенстайн «Фигуры в пейзаже». 1977
Р.Раушенберг «Бухта». 1964
Р.Раушенберг «Вход в порт». 1998
Э.Уорхолл «Мик Джагер». 1975
Э.Уорхолл «Двойной автопортрет». 1967

Поп-арт (англ. popular art - популярное искусство) - еще одно направление, ставшее своеобразной реакцией на абстрактное искусство. Зародившись в искусстве США и Великобритании в 1950-е гг., поп-арт вдохновлялся образами массовой потребительской культуры (комиксами, рекламой и продуктами массового производства), которые как коллаж, прямая цитата или фоторепродукция вводились в пространство картины (представители: Р. Раушенберг, Э. Уорхол, Р. Лихтенстайн).

Лихтенстайн, Рой (1923-1997)
Американский художник, скульптор и график, представитель поп-арта.
Начинал свою творческую деятельность как приверженец абстрактного эскпрессионизма. В начале 1960-х гг. обратился к поп-арту, став впоследствии одним из ведущих представителей этого направления. Идя по пути дальнейшего отказа от традиционных методов в живописи и скульптуре, представители поп-арта создавали свои работы, базируясь на символических и знаковых объектах американской рекламной продукции и массовой культуры. Для поп-арта в целом и Лихтенстайна в частности характерно использование в картинах обрывков фотографий, пивных пробок, этикеток консервных банок и других, легко узнаваемых предметов. В поисках самовыражения художник обратился к популярному виду книжной продукции - комиксам. Строя на них свою образную систему, он монументализировал фрагменты и широко известных героев комиксов, увеличивая их масштаб, воспроизводя первоначальный цвет и качество дешевой печати («Текс», 1962; «Уом», 196.1). Позже Лихтенстайн обратился к произведениям признанных мастеров XX в., в частности П. Мондриана и П. Сезанна, создавая своеобразные картины-«цитаты» их работ. Картины Лихтенстайна отличают оригинальное композиционное решение и великолепное чувство цвета, выгодно выделяющие его среди других представителей поп-арта. В 1970-е гг. Лихтенстайн занялся скульптурой и монументальной живописью.

Раушенберг, Роберт (1925-)
Американский художник, представитель поп-арта.
Учился в художественном колледже в Блэк-Маунтэйне, Северная Каролина, одном из прогрессивных учебных заведений того времени, исповедующем свободу творческого самовыражения. Дитя своею времени, художник не избежал новых веяний в искусстве и увлекся абстрактной живописью. Однако его интересы лежат не в области чистой абстракции, поэтому он вводит в картину объемные, трехмерные объекты: куски резиновых шин, фрагменты одежды, бутылки из-под кока-колы, электрические и радиодетали, сочетая их с разбрызганной по холсту краской, явно заимствованной им у Д. Поллока. Придуманная Раушенбергом «комбинированная живопись» стала одним из первых шагов искусства поп-арта. В 1458 г. состоялась первая персональная выставка художника в Галерее Кастелли в Нью-Йорке, принесшая ему славу. В начале 1960-х гг. он приобрел международную известность: картины Раушенберга, представленные на Венецианском биеннале 1964 г., получили Гран-при. В эти же годы художника увлекает интерьерный дизайн и он особенно активно работает в технике шелкографии.
Интерес к взаимодействию искусства с другими областями человеческой деятельности привел Раушенберга в 1966 г. к созданию «ЭИТ» («Эксперименты в искусстве и технологии»), организации, призванной объединить усилия художников и инженеров.

Уорхолл, Энди (1928-1987)
Американский художник, представитель поп-арта.
Сын чешских эмигрантов, Уорхолл достаточно поздно пришел в искусство. В 1950-х гг. он работал как художник по рекламе обуви. В начале 60-х гг. неожиданно начал писать картины, ставшие в последствии классикой поп-арта. Базируясь на символических и знаковых объектах американской рекламной продукции и массовой культуры, он вводил в картину хорошо знакомые образы из комиксов, рекламы, бутылки кока- колы, пивные этикетки и т.д. Самая известная его композиция: картина из многократно повторяющихся изображений банок супа «Кэмпбелл» (1962). Другим коньком художника была серия картин, посвященных популярным личностям, суперзвездам американского кино и эстрады: Мэрилин Монро, Элвис Пресли. Излюбленный художником прием многократного повторения образов выражал мысль Уорхолла о неприятии искусства как уникального творения, отражающего личность автора. В подтверждение этого художник тиражировал в огромных количествах свои работы и называл свою мастерскую «фабрикой». В конце 60-х гг. он отходит от бурной живописной деятельности и посвящает себя кино. В1982 г. Уорхолл знакомится с молодым дарованием Ж.-М. Баския, озарившим своим невероятным энергетическим талантом последние годы жизни художника. Творчество Уорхолла всегда оценивалось неоднозначно и вызывало споры, но одно несомненно - он яркая личность в искусстве.

Вернуться назад