Культура » Живопись

Метафизическая живопись

Дж.Де Кирико «Предотъездная тоска». 1916
Дж.Де Кирико «Великий метафизик». 1917
К.Карра «Покидающие театр». 1909
К.Карра «Красный всадник». 1913

Метафизическая живопись (Pittura Metafisica) - художественное направление, возникшее в Италии в 1917 г., характеризующееся искаженной перспективой, неестественным освещением и странным образным миром, в котором вместо людей существуют манекены и статуи. Его основоположники - Джорджо Ди Кирико и Карло Карра. Имея много общего с сюрреализмом, художники-метафизики также стремились создать магическую атмосферу сна. Тем не менее, являясь умозрительным искусством, метафизическая живопись не имеет никаких точек соприкосновения и не дает ключ к пониманию того, что изображено.

Де Кирико, Джорджо (1888-1978)
Итальянский художник, мастер метафизической живописи.

Учился в художественной школе в Афинах и в Академии художеств в Мюнхене. Увлекался философией Ф.Ницше и живописью А. Бёклина. С 1911 г. жил в Париже, где создал серию полотен - «тайн», рожденных под впечатлением от итальянской архитектуры. С началом войны переехал в Италию, где знакомство с художником К. Карра дало мировому искусству новое направление - метафизическую живопись. Мир картин Де Кирико ирреален, подобен сну, вселяющему в зрителя чувство тревоги и беспокойства. Одинокие, беззащитные в беспредельном пространстве человеческие фигурки, статуи и человекообразные манекены населяют его. Между 1908 и 1917 гг. художник создал свои самые значительные произведения - серию видов пустынных городских площадей и странных натюрмортов, составленных из чуждых друг другу предметов, став своего рода «предтечей» для формирующейся группы сюрреалистов. Вместе с тем 20-е гг. - переломный момент в творчестве мастера: «получив откровение великой живописи», он обратился к неоклассической манере. Однако магия метафизики имела на него столь значительное влияние, что он до конца дней не расставался с ее мистическими образами. Де Кирико был не только выдающимся живописцем, но и мастером слова. Его перу принадлежит автобиография «Воспоминания о моей жизни» (1945).

Kарра, Карло (1881-1966)
Итальянский художник, представитель метафизической живописи.
Начинал свой творческий путь как декоратор, принимал участие в оформлении итальянского павильона на Всемирной выставки в Париже в 1899г. Учился в Милане в Школе прикладного искусства и в Академии Брера. Увлекшись авангардистскими направлениями, в 1910 г. стал одним из основателей футуризма, при его непосредственном участии родился «Манифест футуристической живописи». Знакомство в Париже с кубистской живописью оказало на Карра значительное влияние («Похороны анархиста Галди», 1911). Со временем пришло разочарование в футуризме, не способном раскрыть творческий потенциал мастера, и он обратился к живописи тосканских примитивов («Чудо-ребенок», 1915). В 1917 г. в Ферраре произошла встреча художника с Де Кирико, положившая начало появлению нового направления в искусстве - метафизической живописи.
Метафизические полотна Карра заполнены людьми-манекенами в условных архитектурных пространствах и интерьерах. Хотя живописные качества его картин умеренно жестки, в них нет сумрачности и зловещего настроения, присущего Де Кирико. В начале 1920-х гг. художник примкнул к группе неоклассицистов «Valori Plastici» выступал как художественный критик, ратующий за возврат к традиционным ценностям, в 1941-52 гг. преподавал в миланской Академии Брера.

Вернуться назад