Культура » Живопись

Маньеризм

Пармиджанино «Мадонна с длинной шеей». Ок.1532
Пармиджанино «Купидон». 1523-24
Пармиджанино «Мадонна со Св.Захарией». Ок.1530
Дж.Арчимбольдо «Зима». 1573

Маньеризм (итал. manierismo, от maniera - прием, манера), течение в европейском искусстве 16 в., зародившееся в лоне искусства итальянского Возрождения и отразившее кризис ренессансных гуманистических идеалов. Мастера Маньеризма культивировали представления о неустойчивости мира, шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил, стремились не столько следовать природе, сколько выражать "внутреннюю идею" образа, рожденного в душе художника. Для итальянского Маньеризма 1520-х гг. (живопись Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо) характерны драматическая острота образов, преувеличенная экспрессия поз и движений, удлиненность пропорций фигур, колористические и световые диссонансы, виртуозная нервная линеарность рисунка. К 1540-м гг. Маньеризм стал господствующим течением при дворах Италии; его художественный язык, насыщенный сложными, доступными лишь узкому кругу посвященных аллегориями, отмечен принципиальным эклектизмом выразительных средств (Дж. Вазари, А. Бронзино и др.). Превращению Маньеризма в общеевропейское течение способствовали деятельность итальянских мастеров во Франции (Челлини и др.), Испании, Чехии и др. странах, а также широкое распространение маньеристических графики и предметов декоративно-прикладного искусства. К конце 16 в. искусство Маньеризма было вытеснено зарождающимся барокко, академизмом болонской школы, распространяющимся по Европе караваджизмом.

Пармиджанино (1503-1540)
Итальянский живописец и график, представитель маньеризма.
Настоящее имя - Франческо Маццола. Родом из Пармы, откуда и получил свое прозвище. Выдающийся представитель маньеризма, Пармиджанино испытал влияние Корреджо, в мастерской которого учился в 1518 г. Самобытный талант художника виден уже в ранних работах: росписях церкви Сан Джованни Эванжелиста (1522) и знаменитом «Автопортрете» (Ок. 1524), имитирующем изображение в выпуклом зеркале. Формирование творческого стиля Пармиджанино завершилось под влиянием творений флорентийских маньеристов и Рафаэля, благодаря которым он создал новый тип красоты с удлиненными пропорциями и сложными ракурсами. Образы художника являли собой гармонию плавных, изящных линий, прихотливую игру жестов, поз и движений, удлиненных силуэтов и изысканного холодного колорита.
Его идеал манерной, утонченно-чувстенной красоты нашел воплощение в образax Мадонны, шедевром среди которых по праву считается прославленная «Мадонна с длинной шеей» (1534-40).
Продолжая портретную линию, художник создал целую портретную галерею современников. Выступая как последователь классических канонов в искусстве, Пармиджанино старался в первую очередь подчеркнуть утонченный аристократизм и величавое спокойствие своих моделей («Граф Джангалеаццо Сан Витале», 1524).

Арчимбольдо, Джузеппе (1530-1593)
Итальянский художник, представитель позднего маньеризма.
Учился в мастерской своего отца в Милане. С 1562 г. Арчимбольдо состоял на службе при дворе императора Фердинанда I, а позже Рудольфа II в Праге. Он совмещал в одном лице и художника, и инженера: организовывал празднества и маскарады, придумывал хитроумные технические и водные сооружения, писал королевские портреты, а главное, курировал знаменитый «Кабинет» - коллекцию картин и всевозможных редкостей, или «курьезов», Рудольфа II. До нас дошло немного картин Арчимбольдо, но поражает необыкновенная выдумка и оригинальная творческая манера художника. Он писал «фантастические», нереальные портреты, составляя их как мозаику из вполне реальных предметов: растений, цветов, плодов, минералов, а также кастрюль, книг и военных орудий. Среди них выделяются два больших цикла: «Стихии» и «Времена года». Необычны по замыслу картины-перевертыши, меняющиеся при повороте на 180 градусов из портрета в натюрморт. Самая известная аллегорическая картина художника - «Вертумн», изображающая императора Рудольфа II в виде бога плодородия и создающая его образ из овощей и фруктов. При жизни успешный и знаменитый художник, был практически забыт сразу после смерти. Его наследие вновь обрело популярность на волне скандального интереса к творчеству сюрреалистов, провозгласивших Арчимбольдо своим предтечей.

Другие картины:

  • Вертумн. 1591
  • Весна. 1573
  • Адвокат. 1566

Вернуться назад