Культура » Живопись

Импрессионизм

Э.Дега «Голубые танцовщицы»
Э.Дега «Абсент». 1876
Э.Дега «Причесывающаяся женщина». Ок.1885
Э.Дега «Лохань». 1886
Э.Дега «Монотипия»
Э.Дега «Раненый жокей». Ок.1866
Э.Мане «Завтрак на траве». 1862-1863
Э.Мане «Бар в Фоли-Бержер». 1881-1882
Э.Мане «Флейтист». 1866
Э.Мане «Музыка в Тюильри». 1860-1862
Э.Мане «Олимпия». 1863

Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression - впечатление), направление в искусстве последней трети 19 - начала 20 вв., мастера которого, фиксируя свои мимолетные впечатления, стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Импрессионизм зародился во французской живописи конце 1860-х гг.: Э. Мане (формально не входивший в группу импрессионистов), О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, обратились к изображению мгновенных, выхваченных из потока реальности ситуаций, использовали фрагментарные, на первый взгляд неуравновешенные композиционные построения, неожиданные ракурсы, точки зрения, срезы фигур. В 1870-1880-е гг. формируется пейзаж французского Импрессионизма: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра, создавали в своих картинах ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения форм в вибрации света и воздуха. Название направления произошло от наименования картины К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце" ("Impression. Soleil levant"; экспонировалась в 1874, ныне в Музее Мармоттан, Париж). Разложение сложных цветов на чистые составляющие, которые накладывались на холст отдельными мазками, цветные тени, рефлексы и валёры породили беспримерно светлую, трепетную живопись Импрессионизма. Отдельные стороны и приемы Импрессионизма использовались живописцами Германии (М. Либерман, Л. Коринт), США (Дж. Уистлер), Швеции (А.Л. Цорн), России (К.А. Коровин, И.Э. Грабарь) и многих других национальных художественных школ.

Дега, Эдгар (1834-1917)
Французский художник, представитель импрессионизма.
Учился в Париже в Школе изящных искусств у Л. Ламотта. Совершал частые поездки в Италию, где изучал классическое искусство. В ранний период писал исторические картины и портреты близких и друзей («Семья Беллели»). В середине 1860-х г. произошло знакомство Дега с Ренуаром и Моне, ознаменовавшее решительный поворот в творчестве художника. Главной его темой становится жизнь города, а душой картин - линия, непринужденная и несколько эскизная. Увлечение фотографией и японской гравюрой в этот период дает художнику плоскостность, локальность цветов, асимметричность композиций и смелость ракурсов. Дега привлекает все, что движется: сюжеты его полотен - скачки, театр, балет, танец, воспевающие красоту бега лошади и одухотворенные искусством движения балерины («Скачки в провинции», «Голубые танцовщицы»). В течение всей жизни художник возвращался к теме человека наедине с самим собой. Откровенный вид его женщин, занятых своими делами и нимало не заботящихся о том, как они выглядят, шокировал современников (серия «Обнаженные женщины за туалетом»).
В последние годы жизни, омраченные сначала болезнью глаз, потом слепотой, художник обратился к скульптуре, работая по памяти, наощупь. После его смерти осталось более 150
скульптур, которые позже отлили в бронзе.

Другие картины:

  • Семья Белелли. 1858-61
  • После купания. 1885
  • Концерт в кафе Амбассадор. 1876-77
  • Перед стартом. 1862
  • Голубые танцовщицы. 1899

Мане, Эдуард (1832-1883)
Французский художник, представитель импрессионизма.
Вопреки желаниям отца поступил в 1850 г. в Школу изящных искусств, в мастерскую Кутюра. Но главной школой обучения художника стал Лувр, где он копировал произведения Веласкеса, Гойи. Он много ездил по Европе, открывая для себя Рембрандта и Тициана. Мане досталась в искусстве роль бунтаря. Его картины «Любитель абсента» (1859), «Завтрак на траве» (1863), «Олимпия» (1863), своеобразные «цитаты» из мастеров прошлого, вызывали скандал или общественное порицание, его ругали за манеру письма: игнорируя тональность в живописи, он создавал яркие контрасты света и тени. В 1866 г. художник сблизился с импрессионистами. Под их влиянием он начал писать на пленэре, колорит его картин стал светлее, а манера письма свободней. В его творчестве появляются реальные жизненные сюжеты, отражающие современность. Он рисует пестрый и яркий мир, стремясь запечатлеть мимолетное мгновение, полное поэзии и самоценности («Нана», 1877; «В кафе», 1878; «В кабачке папаши Латюиля», 1879). В 1882 г., уже тяжело больной и прикованный к постели художник написал свое последнее крупное произведение «Бар Фоли-Бержер», ставшее своего рода духовным завещанием мастера, в котором он прощался со всем, что было дорого и любимо им.

Другие картины:

  • Уличная певица. 1862
  • Бар в Фоли-Бержер. 1881
  • Лола из Валенсии. 1862

Вернуться назад