Культура » Живопись

Бидермейер

М. фон Швинд «Игры». 1860
М. фон Швинд «Рюбецаль»(дух Исполиновых гор). 1851-59
М. фон Швинд «Свадебное путешествие». 1862
Л.Рихтер «Пересекая Шрекенштейн». 1837
Л.Рихтер «Лето»
К.Шпицвег «Бедный поэт». 1839
К.Шпицвег «Почтальон из Розенталя»
Ф.Вальдмюллер «Натюрморт»(«Подарки ко дню рождения»). 1840
Ф.Вальдмюллер «Автопортрет». 1828

Бидермейер, бидермайер (нем. Biedermeier), стилевое направление в немецком и австрийском искусстве 1810-1840-х гг. Название получило позже, по фамилии немецкого обывателя, персонажа стихов немецкого поэта Л. Айхбродта "Biedermaiers Liederlust" (изданы в 1850). Для живописи Бидермейера (Л. Рихтер, К. Шпицвег в Германии, М. фон Швиндт, Ф.Г. Вальдмюллер в Австрии), носящей отпечаток романтизма, характерны любовь к бытовой среде, тщательно воспроизведенным деталям, стремление к интимности, задушевности, безмятежной созерцательности.

Швинд, Морис фон (1804-1871)
Австрийский художник, представитель романтизма.
Учился в Венской Академии художеств, позже в Мюнхенской, где его учителем был П. фон Корнелиус, художник-назареец, сыгравший определяющую роль в становлении Швинда как художника и личности. Годы творчества Швинда совпали со временем заката немецкого романтизма. На смену гордому и непокорному стилю приходит новый - бидермайер, своеобразная разновидность романтизма, проповедующая простоту, практичность, стремление к уюту и комфорту. В живописи для него было характерным интерес к простому человеку, тщательное изображение интерьеров, природы, мельчайших бытовых деталей. Стремясь идеализировать мирок маленького человека, художники утверждали самобытность немецкого быта, пейзажа и, главное фольклора.
Швинд был скорее сказочником, чем реалистом: любимыми темами его работ были сюжеты из Средневековья, сказки братьев Гримм, к которым он выполнил серию иллюстраций. Он создавал загадочный мир, где рыцари в доспехах спешат на помощь к прекрасным принцессам, стоят зачарованные леса и волшебные замки («Сказка о семи воронах», 1857-58). С необычайной любовью и вниманием Швинд выписывал костюмы, архитектурные панорамы, конскую упряжь и оружие. Ощущением радости, света и душевности, тонким поэтическим чувством и лирической созерцательностью пронизаны картины этого художника.

Другие картины:

  • Утренний час. 1858
  • Симфония. 1852
  • Барбара. Ок. 1835

Рихтер (Richter) Людвиг (1803-1884), немецкий живописец и график. Учился в Дрездене, у своего отца, гравера Карла Августа Рихтера, и в Академии художеств (преподавал там же в 1836-1877); в 1820-1821 работал во Франции, в 1823-1826 - в Италии. Рихтер писал в духе позднего немецкого романтизма суховатые по манере, панорамные "идеальные пейзажи" ("Лесной источник близ Ариччи", 1831, "Озеро в Исполиновых горах", 1839, - оба в Национальной галерее, Берлин). Позже Рихтер обратился к картинам, воссоздающим сцены патриархального быта немецкой провинции и деревни ("Свадебное путешествие весной", 1847, Картинная галерея, Дрезден), иллюстрировал "Народные сказки" И.К.А.Музеуса (1842), произведения И.В.Гете (1853-1856), Ф.Шиллера (1857) и других писателей, создавал рисунки на темы народных сказок и песен.

Шпицвег (Spitzweg) Карл (1808-1885), немецкий живописец и график. Систематического профессионального образования не получил; работал в Мюнхене, с 1847 сблизился с М. фон Швиндом. Один из ведущих художников немецкого бидермейера , Шпицвег писал небольшие жанровые сценки из жизни городских чудаков и обывателей ("Бедный поэт", 1839, Национальная галерея, Берлин; "Алхимик", около 1860, Государственная галерея, Штутгарт), своеобразное лирическое обаяние которых подчеркивают добродушная ироничность характеристики, мягкая живописность манеры письма, мастерская передача эффектов освещения.

Вальдмюллер (Waldmьller) Фердинанд (1793-1865), австрийский живописец. Учился в Академии художеств в Вене (1807-1813; профессор там же в 1829-1857). Работал в Вене, Загребе, Праге, Брно. Крупнейший мастер австрийского бидермейера , Вальдмюллер писал поэтичные виды залитых солнцем долин, гор и лесов ("Большой пейзаж Пратера", 1849), сцены крестьянского быта ("Собиратели хвороста в Венском лесу", 1855), портреты ("Семья нотариуса Й.А.Эльца", 1835, - все в Австрийской галерее, Вена), отмеченные интимной непосредственностью образов, тонкостью и тщательностью трактовки деталей, патриархальной доброжелательностью настроения.

Вернуться назад