Культура » Оккультизм

"Вуду"

В декабре 1492 года перед взором отважного генуэзца, будущего адмирала Христофора Колумба, во время его первого плавания к берегам Америки, открылась дивная по своей красоте земля. Вот уже двенадцать дней его маленькая флотилия из трех парусников - «Санта-Мария», «Нинья» и «Пинта» - движется вдоль побережья этого большого острова, но глаз от него никто оторвать не в силах. Один великолепный пейзаж сменяет другой, одна живописная картина следует за другой. Кажется, нет земли прекраснее, и все здесь должно быть достойно этой красоты. Колумб назвал этот остров в честь Испании - Эспаньола.

«Он станет самой драгоценной жемчужиной в короне испанских королей», - решил первооткрыватель Америки. Это был остров Гаити.

С группой смельчаков он высадился на незнакомом острове. Впечатления Колумба и его спутников сразу поблекли, когда они увидели перед собой в густых джунглях страшную картину: повсюду валялись расчлененные трупы, отрубленные руки и ноги, человеческое мясо в глиняных горшках вперемешку с кусками разрубленного на части попугая, на шесте рядом болтается человеческая голова, из которой еще сочится теплая, дымящаяся кровь.

Так Европа узнала о чудовищном обычае, бытующем в Вест-Ин­дии, открытой Колумбом, - о каннибализме. Но вскоре ей придется удивляться, содрогаясь, рассказам о чудовищной, магической религии - вудуизме, которая была завезена на Гаити из Африки рабами-неграми. Вот уже пять столетий человеконенавистнический вудуизм будоражит воображение европейцев, заставляя их замирать от ужаса.

Религиозный культ «вуду»
Вудуизм - особая система колдовства, распространенная среди креолов, мулатов и негров южных морей Северной Америки и Вест-Индии. Она прежде всего отличается тем, что использует различные непо­нятные символы и амулеты, прибегает к заклинанию змей, а в своих наиболее исступленных формах не брезгует человеческими жертвоприношениями и каннибализмом. Наиболее яркими особенностями культа «вуду», роднящего его с так называемой черной мессой, являются причащение человеческой кровью и обряд свального греха.

На Гаити царит массовое поклонение Зеленой змее. Если местный афоризм «мудры, как змеи» воспринимать как указание на мудрость змеепоклонников, все становится ясно. Само собой разумеется, речь не идет о тех неграх, любителях змей, которых довольно часто встречают путешественники в Африке. Имеется в виду мудрость жрецов черной расы, для которой Зеленая змея служила важным тотемом. Осколки культа Великого змея мы находим повсюду, где в той или иной мере чувствовалось влияние черной религии. Иудаизм, например, сохранил и тайное почитание змеи. Тайна Змея через рассказ о грехопадении восходит к бунту Лю­цифера.

Хотя многие утверждают, что Гаити - родина религии «вуду», есть и другая гипотеза. «Вуду» впервые зародилась на Мадагаскаре и в страны Карибского моря была завезена чернокожими раба­ми, которых доставляли на вновь открытый континент. Встречается она также и в Конго.

Кто побывал на Гаити, наверняка видел на острове странных людей. У них остекленевший взгляд, медленная походка, движения замедленны, словно человек находится в полусне. Голос у такого человека глухой, доносящийся из глубины брюшины, как у чревовещателей, и он все время негромко произносит «Гие-де!». Так зовут духа смерти в религии «вуду».

Эти несчастные люди - зомби, и от этого названия у многих ползут мурашки по спине. На языке племени аравак это слово означает «дух». По сути дела, зомби - ходячие мертвецы. Эти люди фактически когда-то умерли, их смерть зафиксирована местными властями и врачом.

Но оказывается, что с помощью особых магических вудуистских средств тела мертвых можно вернуть к жизни и они способны жить еще в течение нескольких месяцев или даже лет, но жить словно в летаргическом сне. И это - не выдумка, а доказанный специалистами факт. Такова еше одна особенность вудуизма, повергающая в панический трепет всех жителей острова. Если колдуну с помощью тайных сил удается оживить мертвеца, то его новому существованию не позавидуешь. Такой зомби может двигаться, говорить, принимать пищу, слышать окружающих, но он теперь неспособен думать и ничего не знает о своем нынешнем новом состоянии.

Почему же колдуны на Гаити занимаются таким странным воскрешением мертвых? А потому, что на них есть большой спрос. Зомби - это почти даровая рабочая сила. Его можно нещадно эксплуатировать, использовать на самой тяжелой, грязной работе. Он послушен своему хозяину, никогда не протестует и очень непритязателен в еде.

Страх превратиться после своей смерти в зомби наполняет души многих гаитянцев. По сути дела, они ничем не могут защитить своих покойников от колдунов, которые без их ведома могут эксгумировать труп, превратить его в зомби и продать.

Если родственники не желают своему мертвецу такой горькой участи после смерти, у них, по сути дела, есть только два выхода - либо умертвить труп во второй раз, то есть задушить его или застрелить, чтобы лишить тем самым колдуна возможности его воскресить (тот работает только с умершими естественной смертью), либо, оставив умершего в таком виде, в каком он есть, вложить ему в руку нож или кинжал, чтобы он мог отогнать или убить колдунов, вздумавших прервать его вечный покой. Колдун оживляет труп, превращая его в зомби, и за деньги отдает хозяину, который может делать с ним все что угодно, но соблюдая при этом только одно непременное условие - он никогда не должен давать своему рабу-зомби соли. Стоит то­му проглотить шепотку соли, как зомби впадает в такую ярость, что может разнести в клочья все вокруг, только чтобы отомстить хозяину за свое положение. К нему возвращается память, и он запросто может убить хозяина и влобавок уничтожить всю его собственность.

Зомбизм - это самый удивительный, самый поразительный аспект вудуистского колдовского искусства. В этом случае человека хоть и в низменных целях, но все же воскрешают. Но у магии на Гаити есть и обратная сторона медали - когда колдун по заказу может убить человека. В средневековой Европе, когда колдун замысливал причинить какому-то человеку вред или навести на него порчу, он делал его восковое глиняное изображение и накалывал его острыми иглами.

На Гаити подобное происходило иначе. Получив такой заказ, колдун садился перед ведром с водой, бормоча при этом заклинания, способные заташить дух этого человека в воду. Как только он замечал в ведре ненавистное ему отражение, он наносил ему сильнейший удар ножом. Вода тут же окрашивалась в красный цвет.

Но все-таки такое гаитянское колдовство - палка о двух концах. Колдуну после совершения магического обряда постоянно приходится опасаться мщения со стороны родственников убитого, которые, если узнают о происшедшем, не оставят колдуна в покое до самой смерти.

Колдун может применить и другой способ - просто наслать на жертву духов смерти. Жертва вдруг начинает худеть и хиреть. Несчастному ничего другого не остается, кроме как отправиться на поиски другого, более могущественного колдуна, который сумеет изгнать из него вошедший в него злой дух смерти. Станут работать такие заклинания или не станут - зависит от внушающего всем ужас Барона Субботы, повелителя мертвецов. Совершающий церемонию трижды ударяет ножом по алтарю, посвященному Барону, и трижды громко выкрикивает его имя. В него сразу вселяется дух Барона и через священнослужителя требует в качестве жертвоприношения принести ему на кладбище ровно в полночь корзинку с фруктами. Клиент должен сообщить, сколько духов смерти он желает наслать на свою будущую жертву. Он должен иметь при себе по пригоршню земли для каждого из духов и высыпать ее там, где обычно ходит, ненавистный ему человек. Как только тот, ничего не подозревая, наступит на брошенную пригоршню земли, дух смерти, для которого она предназначена, вселяется в жертву.

С этой религией шла ожесточенная борьба с 1896 года, когда епископ второго по величине города на острове Кап-Аитьен организовал «Лигу по борьбе с вудуизмом». Впрочем, у гонителей и противников этой магии ничего не получилось. Вопрос о зомби на Гаити далеко не праздный. Власти не раз занимались этой проблемой, и в результате даже была добавлена к Уголовному кодексу статья, по которой «деяния человека, вызывавшего своими тайными средствами снова к жизни мертвеца, считаются уголовно наказуемыми преступлениями». Но такая угроза не остановила «хунганов», жреиов «вуду».

Религиозные церемонии «вуду» происходят обычно ночью в мрачных тропических лесах под монотонные звуки тамтамов. Появляется сосуд с жертвенной кровью, и жрецы смазывают ею лица всех присутствующих. Если в жертву приносят цыплят, то каждый, дарящий его богу откусывает ему голову. Перед горящим костром стоит деревянный ящик, в котором лежит или предполагается, что лежит, Зеленая змея, этот главный объект фанатичного поклонения. Плотная, висящая над головами темнота ночи, отблески пылающего огня, монотонные удары барабанов, выпитая вперемешку с возбуждающими зельями кровь постепенно доводят танцующих до исступления, до экстаза, после чего религиозная церемония превращается в самый откровенный разгул. Эта жуткая вакханалия продолжается всю ночь, покуда все ее участники от невероятного перевозбуждения в изнеможении не упадут как подкошенные и не заснут тяжелым пьяным сном. Кстати, такие поражающие воображение сцены можно наблюдать даже средь бела дня в больших городах и даже в столице страны - Порт-о-Пренсе. Приходится только удивляться, что джаз и танго обязаны своим происхождением культу «вуду».


Змеиная магия

В Библии говорится, что начало миссии пророка Моисея совпадает с началом практического применения змеиной магии: «И сказал ему Господь: что у тебя в руке. Он отвечал: жезл. Господь сказал: брось его на землю, и жезл превратился в змею, и Моисей побежал от него». Как известно, этим случаем знакомство со змеиной магией у Моисея не закончилось, о чем свидетельствует сотворенное им чудо с медным змеем в пустыне.

Кое-какие отголоски этой магии присутствуют и в православии. У архиерейских посохов верхняя часть или рукоятка сделаны в виде либо змеиного тела, либо змеиной головы.

В Индии, испытавшей на себе самое сильное влияние черной магии, змеиные таинства встречаются в шиваизме. Все уличные заклинатели змей являются горячими поклонниками великого рогатого змея Нага Падоха. Интересно отметить, что на реальное существование змеиной магии в шиваизме указывает тот факт, что из 20 тысяч человек, ежегодно умирающих в Индии от укусов змей, нет ни одного посвященного шайва. На Гаити, по учению «вуду», змею подобно языческим богам перво-наперво нужно умилостивить, чтобы она успешно отвратила злых духов, отбила их нападение, а для этого требуется принести ей жертву. Змея любит цыплят, барашков, а особенно, безрогих козлят, - такой эвфемизм используется для обозначения младенцев.

В духовной иерархии этого культа существуют жрецы-мужчины (рара toys) и жрицы-женщины (mama loys), входят в нее и похитители людей и младенцев, («loup-garous») - волки-оборотни.

«Колдовство и оккультизм» Л.Каневский

Вернуться назад