Культура » Оккультизм
Библиография оккультизма
Литература, породившая оккультизм, главным образом обязана своим появлением и распространением "Каббалистическому Ордену Креста Розы", основанному Станиславом де Гюайта в Париже в 80-х годах прошлого столетия, с целью примирения академической официальной науки с комплексом эзотерических учений. Русская оккультная литература состоит преимущественно из переводов с иностранных языков, среди которых переводы с французского занимают первое место. Непереводная литература, за малыми исключениями, не представляет собою ничего оригинального.
Русские книги по оккультизму, для удобства их характеристики, мы разделяем на следующие группы:
I. Определения. Изложение основных идей оккультизма, обычно догматическое и бездоказательное (на основании Традиции).
II. Философия таинственного. Попытки обрисовать пробелы человеческого знания и найти удовлетворительные решения мировых загадок.
III. Исследования отдельных оккультных вопросов, сопоставление их с данными позитивной науки.
IV. Опыты и демонстрации. Экспериментальные исследования неведомого мира и загадочных явлений.
Антошевский. Библиография русского оккультизма с 783 г. по 909 г.
I. Основные положения оккультизма
- Тухолка С. "Оккультизм и магия". Небольшая книжка, состоящая из коротких глав, служащих для первоначального ознакомления с основными идеями оккультизма, астральным планом, магическими приемами и колдовством.
- Пьянкович. "Лекции по оккультизму". Полный подготовительный к изучению арканов курс, читанный на младшей ступени эзотерического кружка Креста Розы в 1923-24 гг. В этих двадцати двух лекциях изложена история Атлантиды, ход посвятительной традиции, описание взаимоотношений Человека и Вселенной, астральный план и его население, закон аналогий, оккультный символизм и помещены сведения о посвящении. Эту, ставшую уже редкой в эмиграции книгу, следует считать весьма полезной для всех интересующихся традиционным изложением оккультизма, согласно воззрений на него русских мартинистов. Харбин.
- Папюс. "Первоначальные сведения по оккультизму". Изд. Трояновского СПБ. 1911 г. (третье изд.). Как большинство изданий Трояновского, книга искалечена небрежным переводом и пропусками. Неудачное расположение материала, его необработанность и расплывчивость определений, характерные для всех книг Папюса, значительно снижают ценность этого необходимейшего пособия, особенно важного для начинающих ознакомление с оккультизмом. К сожалению, до сего времени на русском языке не имеется ничего другого, что могло бы заменить это правоверное описание западного оккультизма, сделанное в полном соответствии с традицией Ордена Мартинистов.
- Философия оккультиста. СПБ. 903 г. 19 + 148 стр. Человек и вселенная. 2 части.
- Йог Рамачарака. Основы миросозерцания индийских йогов. Автор - американец излагает идеи оккультизма, заимствованные им главным образом у индийских философов, в простой понятной форме. Это "западное" изложение восточного оккультизма, сделанное автором по собственному пониманию без всякой связи с теософией, подкупает ясностью изложения мысли и отсутствием шарлатанства, свойственного сочинениям Папюса, Седира, Пиоба и других столпов западного оккультизма. Поэтому всем желающим ознакомиться с вышеуказанными сочинениями Папюса, написанными с традиционным "завуалированием тайны" мы рекомендуем для параллельного чтения Рамачарака.
- Чаплин Н. Что такое оккультизм. Варшава. 927 г. 28 стр.
- Барле. Оккультизм. Определение. Методы. Классификация. Применение. Изд. Трояновского СПБ. 911 г. 130 стр.
- Дю-Прель К. д-р. Спиритизм. Тайна человека. Введение в изучение тайных наук.М. без года. 199 стр.
II. Философия таинственного
- Суворин А. (Алексей Порошин). Новый человек.СПБ. 914 г. 2-ое изд. 378 + 179 стр. Книга затрагивает современные культурные проблемы, в том числе и вопросы самопознания. Она является, по нашему мнению, лучшим введением к оккультной философии. Здесь: Здоровье человека и его тело. Пища и питание. Жилище. Общественная жизнь. Кооперация. Человек в мироздании. Новое в человеке. Подсознание. Сверхсознание. Философия индусов. Восток и Запад о человеке и мироздании. "Аще не умрешь, не оживешь".
- Бекк Р. М. Космическое сознание. ПТРГР. Без года. (915 г. ) 373 стр. Д-р Бекк считает настоящую форму человеческого сознания переходной к другой высшей форме, которую он называет космическим сознанием, и приближение к которой он уже чувствует и видит во многих примерах из жизни, литературы, искусства, философии и религии, предвидя вместе с тем близкое наступление новой фазы в истории человечества. Автор разбирает эволюцию - эволюцию восприятия, мышления и речи и внешнюю эволюцию человеческой расы. По его мнению, внешняя эволюция вся велась небольшим числом людей, достигавших космического сознания. Эти люди создали все идеи, по линиям которых шла наша культура и цивилизация. В настоящее время, по мнению д-ра Бекка, среди человечества быстро образуется новая раса, раса людей космического сознания.
- Хинтон С. X. Четвертое измерение и новая эра мысли. ПТР. б. г. 7 + 256 + 8 стр. Воспитание воображения и четвертое измерение. ПТР. 915 г. 12 + 57 стр. Хинтон является первым практическим последователем Канта и показывает путь к реальному, не только диалектическому, доказательству положений немецкого философа. Время и пространство, по мнению Хинтона, зависят от "чуства времени и пространства", и он находит возможным систематическое воспитание и изменение чувства пространства и времени для целей расширения сознания. Хинтон изобрел сложную систему воспитания и развития чувств пространства при помощи упражнений с сериями разноцветных кубов. Сочинение Хинтона открывает перед нами двери "мира таинственного", мира четырех измерений и указывает начало Новой эры мысли, зависящей от появления и роста "новых понятий", способы и виды зарождения которых автор показывает и объясняет.
- Успенский П. Д. Четвертое измерение. Обзор главнейших теорий и попыток исследования области неизмеримого. 3-е изд. ПТР. 915 г. 101 + 6 стр. Различные взгляды на проблему четвертого измерения. Необъяснимое и неизмеримое в природе. Мир, как он есть, и мир, как он кажется. Неизмеримое в человеке. Человек, как существо четырех измерений. Движение по четвертому измерению. Симметрия в строении растений и животных как результат движения по четвертому измерению. Физическое и психическое. Измерения ясновидения. Теория мысленных эманации. Теория астральной сферы. Оккультизм и теософия. Четвертое измерение в искусстве - футуризм.
- Успенский П. Д. Tеrtium organum. Ключ к загадкам мира. 2-ое изд. ПТР. 916 г. 322 стр. Тайна пространства и времени. Тени и действительность. Оккультизм и любовь. Одушевленная природа. Голоса камней. Математика бесконечного. Логика экстаза. Мистическая теософия. Космическое сознание. Новая мораль. Рождение сверхчеловека.
- Шмаков В. Таро. Священная книга Тота. Великие арканы Таро. Абсолютные начала синтетической философии эзотеризма. М. 916 г. 510 стр.
- Шмаков В. Система эзотерической философии. Основы Пневматологии. Теоретическая механика становления духа. М. 922 г. 634 стр. 2 книги.
- Г. О. М. "Энциклопедия Оккультизма". Курс, читанный в СПБ. в 1911-12 гг., составленный ученицей N 40 Ф. Ф. Р. К. Р. (2-ое издание, Шанхай 1937-8, РОЦ). Эта книга в настоящее время является наилучшим и солиднейшим руководством по оккультизму. Она содержит богатейший материал как образовательного, так и воспитательного характера. Изучение этого посвятительного алфавита русских розенкрейцеров открывает дорогу к самопосвящению и присоединению к эгрегору Достохвального Ордена.
- Лодыженский М. Мистическая трилогия. Том I. Сверхсознание. Изд. 3-е, ПТР. 915 г. 384 стр. Том II. Свет незримый. Изд. 2-ое, 915 г. 304 стр. Том III. Темная сила . Тенденциозно написанные книги с целью показать превосходство православного вероучения над индийской философией, теософией и оккультизмом и христианского подвижничества над эзотеризмом и йогой. Эта трилогия полезна для ознакомления с эзотерическим христианством и как введение в "Добротолюбие".
- Флоренский П. Столп и утверждение истины. Опыт православной традиции в двенадцати письмах. М. 914 г. 812 стр.
- В начале XX столетия в России начался всесторонний и бурный расцвет российского Космоса и сразу же поднялся на головокружительные высоты. С этих высот открылись безбрежные горизонты и стали видны бездонные провалы, характеризующие собою пору гностических умозрений. Диалектика западнического нигилизма, столь отчетливо давшая себя знать в половине XIX века, отступила на задний план и вместе с ней отступила на задний план и философия истории. И поэты, и прозаики, и философы - все с жадностью набросились на гнозис. Это вполне понятно, ибо гениальность русского духа в этой сфере была безмерна, а препятствия к ее обнаружению постоянно давали себя знать и были большею частью грубы и непреодолимы. Официальная казенная синодалыцина, плоские революционные материализм и позитивизм, ясные и отчетливые перспективы славянофилов, подчас, несомненно, протестантовидного характера - все это не могло способствовать расцвету гнозиса. Но могучая почва для него уже была создана. Сюда входят: натурфилоофская метафизика Тютчева и Фета, трагическая философия Достоевского и своеобразный философский романтизм (и романизм) Вл. Соловьева, впервые поставившего великую софиологическую проблему. К этому надо присоединить чрезвычайно характерный для русской почвы коллективно-литургический прагматизм Н. Ф. Федорова. Из этой могучей почвы выросли - А. Блок, Вяч. Иванов, В. В. Розанов, В. А. Тсрнавцев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и П. А. Флоренский. При всем громадном различии и разнообразии этих титанов русского ренессанса их роднит общая черта. Все они - гностики.
- Дю-Прель. Философия мистики или двойственность человеческого существа. Пер. с нем. 911 г. 19 + 555 стр.
- Труды первого всероссийского съезда спиритуалистов в Москве 20 - 27 окт. 1906 г. М. 907 г. 342 стр.
- Блаватская Е.П. Тайная доктрина. До последнего времени не было полного перевода английского текста "Тайной доктрины" на русский язык. Этот пробел был восполнен переводом Е. И. Рерих; "Тайная доктрина" была отпечатана и... спрятана для исключительного пользования последователей Живой Этики. (В 1993 г. данная книга выпущена тремя издательствами СНГ).
- Арсеньев Н. Жажда подлинного бытия. Пессимизм и мистика. Берлин, б.г. 231 стр.
- Баррет У. проф. Загадочные явления человеческой психики. Пер. с англ. М. 914 г. 229 стр.
- Гейнце. Из мира таинственного.
- Дебэ. Книга чудес или физиология незримого мира. М. 864 г.
- Дени. После смерти. Научные и моральные выводы философии. Пер. с франц. 3-е изд. СПБ. б. г. 213 стр.
- Джемс В. Многообразие религиозного опыта. Пер. с англ. Изд. журн. "Русская мысль" под ред. С. В. Лурье М. 910 г.
- Дьяченко. Из области таинственного. М. 900 г. Катышев И. Состав человека. Жизнь и смерть. СПБ. 898 г.
- Крукс, проф. Об относительности человеческого знания ("Ребус" 897 г.).
- Леднев. Кристаллы духа и отношение духа к материи. М. 896 г.
- Леманн , д-р. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности и до наших дней. Пер с нем. М. 900 г. 613 + 12 стр.
- Лотин В. Знание духа. СПБ. б.г. 113 стр.
- Вера и знание по вере. СПБ. б.г. 112 стр.
- Любимов. Из книги иллюзий, тайн, чудес. СПБ. 888 г. Лямин, А. Теория таинственного в научном изложении. 2-ое изд. М. 910 г. 219 стр.
- Сны и сновидения. Гипнотизм. Спиритизм. Телепатия. Ясновидение. Очерк. М. 904 г. 174 стр.
- Рудольф И. Открытие великой тайны бытия. 932 г.
- Сабатьев А. О бессмертии души. СПБ. 905 г. 328 стр. Спенсер Г. Таинственный мир. СПБ. 899 г. 59 стр. Стахов. О вечных истинах. Мой спор о спиритизме. СПБ. 889 г. 38 + 130 стр.
- Смоляное С. В сей малой великое. Философия спиритуализма. СПБ. 911 г. 61 стр.
- Таубе М. Познаневедение соборного восточного просвещения по любомудрию славянства. ПТР. 912 г. 230 + 2 стр.
- Холл М. Оккультная анатомия человека .
- Холл Фильдинг. Внутренний свет. 2-ое изд. СПБ. 912 г. 214 стр.
- Хотинский М. Чародейство и таинственные явления в новейшее время. СПБ. 866 г. 438 стр.
- Рассказы о темных вещах. СПБ. 861 г.
- Фламарион. Неизвестное.
- Филье Л. История чудесного в новейшее время. 2 части. СПБ. 895 г. 217 + 130 стр.
- Циммерман А. Человек. Таинственные явления нравственной и физической его природы. 2 тома. СПБ. 865 г. 416+301 стр.
- Чистяков П. Бессмертие по традициям азиатских розенкрейцеров. Доклад, прочитанный на первом всерос. съезде спиритуалистов в Москве в 906 г. Изд. ред. журн. "Русский Франк-масон". М. 908 г. 24 стр.
- Шилтов А. д-р. О бессмертии души. Харьков. 893 г. 118 стр.
III. Исследование темных вопросов и сопоставление оккультизма и позитивизма
- Аксаков А. Позитивизм в области спиритуализма. По поводу книги А. Дассье "О посмертном человечестве". Изд. ред. журн. "Ребус" СПБ. 884 г. 228 стр.
- Андреев В. В области неразгаданного. Исследов. и наблюдения СПБ. 875 г.
- Бехтерев В. проф. Внушение и его роль в общественной жизни. 2 изд. СПБ. 903 г. 144 стр.
- Битнер. Верить или не верить. Экскурсия в область таинственного. СПБ. 899 г. И + 398 стр.
- Буа-Жюль. Невидимый мир. Пер. с фр. Изд. "Ведана" М. 911 г. 191 стр.
- Бутлер А. Эмпиризм и догматизм в области медиумизма. М. 879 г. 100 стр. Антиматериализм в науке.
- Вагнер Н. Наблюдения над медиумизмом. СПБ. 902 г. 20 + 123 стр.
- Вальдштейн. Подсознательное "я" и его отношение к здоровью и воспитанию. Пер. с нем. М. 913 г. 111 стр.
- Вержболович М. Спиритизм перед судом науки и христианства. М. 900 г. 54 стр.
- Волкович С. Спиритизм как яд интеллекта. М. 908 г. 78 стр.
- Гуревич Б. Освобождение духа (гашиш). Современная психоновелла с предисл. проф. И. Сикорского. Киев. 911 г. 37 стр.
- Дмитриевский И. Спиритизм. Опыт исследования вопроса с точек зрения: естественнонаучной, исторической, философской и христианской. Харьков. 910 г. 182 стр.
- Теософия, религиозная философия нашего времени. Харьков. 911 г. 82 стр.
- Емельянов К. Научные экскурсии в область таинственного. СПБ. 905 г. 138 стр.
- Зарецкий Ф. Воспоминания очевидца загадочных явлений в слободе в Липцах в 852-3 гг. СПБ. 897 г. 41 стр.
- Казанский К. Суфизм с точки зрения современной психопатологии. Самарканд. 905 г. 150 стр.
- Каптерев П. Гипнотизм. М. 909 г. 203 стр. Краинский Н. проф. Сверхъестественный мир перед лицом науки. 930 г. 43 стр.
- Лямин В. Теория таинственного. В научном изложении. 2-ое изд. М. 910 г. 219 стр.
- Лебон. Современная магия и наука. СПБ. 910 г. 89 стр.
- Морсели Э. проф. Впечатления человека науки от спиритических сеансов с медиумом Евзапией Палладино. Пер. с итал. М. 909 г. 49 стр.
- Оуен Р. Спорая область между двумя мирами. Наблюдения и изыскания в области медиумических явлений. Пер. с англ. 2-ос изд. СПБ. 901 г. 311 стр.
- Папюс. Магия и гипноз. Собрание проверенных и доказанных опытов. Разъяснение оккультизма. Пер. с франц. Киев. 910 г. 297 стр.
- Петрово-Солово М. Медиумические физические явления и их научное исследование. Психологическо-критическое исследование. Каз. 911 г. 100 стр.
- Святский Д. Лестница Иакова или сон на яву. Библейско-астрологический этюд с предисл. Н. Морозова. СПБ. 911 г. 32 стр.
- Сидис Б. Психология внушения. Пер. с англ. СПБ. 902 г. 376 стр.
- Сумароков. Историч. и научное исследование древнего волхования, животн. магн. и проч. СПБ. 873 г.
- Фехнер Г. проф. Жизнь после смерти. ПТР. 915 г. 67 стр.
- Штельберг. Борьба духа с материей.
IV. Опыты и демонстрации
- Жиро Ф. Опытный магнетизм. 1. Состояния и степени искусственно вызванного сна. Сомнамбулизм и его подразделения. 2. Перемещение чувствительности внаружу. Выделение астрального двойника. Чтение на расстоянии без помощи глаз. ПТР. б.г. 2 книги 61+93 стр.
- Роша (де) А. Поверхн. состояние гипноза. Глубокая стадия гипноза . Световые излучения человека. Перемещение чувствительности внаружу. ПТР. 915 г. 82 стр.
- Рише К. Сомнамбулизм, демонизм и яды интеллекта. СПБ. 885 г. К вопросу о сомнамбулизме. Киев 886 г. 77 стр.
- Рейхенбах. Одомагнетические письма. М. 854 г.
- Дюрвиль Г. Призраки живых. Анатомия и физиология души. Опыты выделения призрака из живого человека и условия, при которых они производятся. Со статьею о применении этих опытов к заочному внушению. М. 911 г. 271 стр. (Друг. изд. ПТР. 915 г. 200 стр.).
- Медиумические материализации. Пер. с англ. и америк. изд. Н. Петровым СПБ. 891 г. 338 стр.
"Истоки тайноведения" Русский Оккультный Центр
←Вернуться назад