Культура » Momento mori

Столкновение MD-87 и «Сессна» под Миланом

8 октября 2001 года в миланском аэропорту Линате столкнулись лайнер MD-87 авиакомпании «SAS» и легкомоторный самолет «Сессна». Погибли 118 человек, в том числе четверо на земле.

картинка

Самолет MD-87

После терактов 11 сентября 2001 года, когда погибли четыре самолета, в аэропортах мира и штаб-квартирах авиакомпаний воцарилась обстановка, близкая к панике: массовый отказ от билетов; число пассажиров, опасающихся вверять жизни авиаперевозчикам в Европе и Америке, многократно возросло. На грани полного банкротства оказались швейцарская «Суисс Эйр» и бельгийская «Сабена». Вводились драконовские меры безопасности; запрещалось проносить в самолеты даже перочинные ножи и булавки...

В понедельник утром 8 октября 2001 года аэропорт Линате был окутан густым туманом. По этой причине лайнер «Макдоннел-Дуглас МD-87» скандинавской авиакомпании «SAS», совершавший рейс SK686 в Копенгаген, отправился на исполнительный старт с получасовым опозданием. На его борту находились 110 человек, в том числе 6 членов экипажа. Среди пассажиров - 48 итальянцев и 56 иностранных подданных, в основном жителей Скандинавии.

В воздушном флоте «SAS» насчитывалось 18 самолетов MD-87. Максимальный вес при взлете 61,2 т; максимальная грузоподъемность - 14,8 т; длина - 39,8 м; размах крыльев - 32,9 м; крейсерская скорость - 815 км/ч (505 миль в час); максимальная дальность полета - 3500 км. Самолет отличается надежностью.

Восьмиместная легкомоторная «Сессна», которой управлял немецкий пилот-профессионал, направлялась в Париж. В ней было всего четыре человека, в том числе президент крупной продовольственной фирмы «Стар» Лука Фоссати.

В 8.15 по местному времени взревели турбины двигателей «Пратт энд Уиттни», и заправленный до предела «Макдоннел-Дуглас» начал разбег по взлетной полосе. Когда скорость лайнера достигла 320 км/ч, на его пути неожиданно возникла та самая «Сессна», совершавшая взлет. Пытаясь уклониться от столкновения, пилот «Дугласа» направил машину в сторону аэропорта.

Но столкновения избежать не удалось. От мощнейшего удара небольшой самолет разнесло на куски. После этого практически неуправляемый MD-87 по инерции съехал с взлетной полосы, врезался в ангар, где находилось багажное отделение аэропорта, и взорвался. В это время в ангаре находилось от 20 до 25 человек, в основном работники аэропорта. После столкновения со зданием в самолете вспыхнул пожар.

Пожарная команда, сразу прибывшая на место трагедии, констатировала, что в этом адском огне не выжил никто. Обломки от взрыва были разбросаны в диаметре 200 м.

«Спасатели немедленно прибыли на место трагедии, но к тому времени все уже были мертвы», - сказал министр транспорта Италии Пьетро Лунарди. Взрыв и огонь никому не оставили шансов. Один из спасателей рассказал агентству Рейтер, что большинство пассажиров погибли от удушья - салон лайнера после аварии заволокло едким дымом.

В результате погибли все 110 человек, которые находились на борту самолета, еще четверо, находившиеся на борту «Сессны», а также четверо служащих аэропорта. Всего жертвами трагедии стали 118 человек.

Сразу после катастрофы спасателям удалось обнаружить тела только 75 человек. Многие были сильно обезображены, и опознание заняло довольно длительное время.

Миланский аэропорт сразу закрыли для всех рейсов. Родственников погибших привезли на расположенную неподалеку от Линате военную базу, где медики и психологи оказали им первую помощь.

Авиакомпания «SAS» организовала горячую линию: по номерам телефонов в Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии можно было узнать подробную информацию о происшедшем и имена погибших.

Мысль о теракте - первая пришедшая в голову очевидцам. Однако спецслужбы Италии, приступившие к расследованию, очень быстро отвергли это предположение. «В аэропорту Линате в последнее время были приняты усиленные меры безопасности и ужесточен контроль пассажиров и багажа», - подчеркнул глава МВД Италии Клаудио Скайола. По его мнению, причина трагедии - сочетание ошибок пилотов и наземных служб, а также плохой видимости, из-за чего частный самолет съехал со своей взлетной полосы.

Так, в больших современных аэропортах на случай плохой видимости существуют наземные радары. Однако радар в Линате вышел из строя два года назад и был демонтирован, а со строительством нового не спешили, так как после начала эксплуатации нового миланского аэропорта Мальпенса Линате отошел на второй план.

Кстати, в Линате подобные ЧП уже происходили: за последние несколько лет здесь зарегистрировано шесть столкновений самолетов. Однако до сих пор в результате таких инцидентов было только несколько человек раненых.

Комиссия по расследованию причин катастрофы назвала виновной в авиакатастрофе, произошедшей в миланском аэропорту Линате и повлекшей гибель 118 человек, организацию авиадиспетчеров ENAV. Установлено, что пилот германского частного самолета «Сессна», который 8 октября в сильном тумане ошибочно выехал на взлетную полосу и столкнулся с лайнером скандинавских авиалиний «SAS», был введен в заблуждение по причине несовершенства наземного оборудования аэропорта. Кроме того, из-за густого тумана «Сессна» не была видна с наблюдательной вышки, говорится в заключении комиссии министерства транспорта Италии. Представитель ENAV между тем заявила, что не отвечает за вопросы безопасности, которые, по ее словам, находятся в компетенции аэропорта.

Представитель «Линате» в свою очередь указал, что аэропорт отвечает только за техническое обслуживание приборов. Сразу после трагедии стало известно, что система наземных радаров, предназначенная для слежения за передвижением самолетов по ВПП, находилась в нерабочем состоянии в течение двух лет, хотя для данной местности характерны туманы. В день, когда произошло крушение самолета, Линате вновь лежал в сильном тумане.

«Худшим днем в истории авиакомпании» назвал «черный понедельник» представитель «SAS» Тролс Расмуссен. Миланская трагедия стала первым столь серьезным происшествием в аэропорту Линате. Последние жертвы катастрофы на борту самолетов, принадлежащих «SAS», были в 1969 году. Тогда в результате падения самолета этой компании недалеко от Лос-Анджелеса погибли 15 человек.

Катастрофа сказалась на курсе акций авиакомпании «SAS». На утренних торгах стокгольмской биржи котировки ценных бумаг компании упали сразу на 7,5 процента.

Вернуться назад